КАФЕДРА ГЕОЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Практики

Учебные полевые практики являются важным элементом профессиональной подготовки будущих географов. Цель полевой практики — закрепление знаний, полученных студентами во время прослушивания теоретических курсов, а также обучение методическим приемам изучения географических объектов исследования, получение навыков сбора информации в полевых условиях, ее научному осмыслению, умению вести самостоятельную работу и обобщать полученный материал.

2019
договор с ФГБУН ИМБИ им.А.О.Ковалевского РАН
договор с ИПТС РАН
2018
договор с ИПТС РАН
2017
договор с ИПТС РАН
2016
договор с ИПТС РАН

Общегеографическая практика (1 курс)

Полевая общегеографическая практика студентов 1 курса является обязательным элементом программы подготовки профессиональных географов в МГУ им. М.В. Ломоносова для всех специальностей географического факультета.

Практика проводится по программам МГУ для общегеографической практики и откорректированным к условиям, имеющихся у филиала полигонов Крыма в течение 8 недель.

Полевой сезон традиционно проходит на Учебно-научной базе геологического факультета МГУ (пос. Прохладное, Бахчисарайского района), базе «Новобобровское» и в Севастополе.

В составе общегеографической практики:

почвенная:
цель — создание у студентов представлений о почвах как о реальных природных телах, о разнообразии почв  в связи с условиями почвообразования и о роли почв в экосистемах.

топографическая:
цель — овладение студентами основными видами измерений на местности и правильная трактовка полученных результатов с географической точки зрения.

геолого-геоморфологическая:
цель — ознакомить студентов с методическими приемами полевых геоморфологических исследований (включая геоморфологическое картографирование в крупном масштабе с применением аэрофотоснимков)

метеорологическая:
цель — ознакомление студентов с методикой проведения и обработки основных метеорологических и микроклиматических наблюдений на метеоплощадке и в полевых условиях

гидрологическая:
цель — изучить формы организации полевых гидрологических работ, приобрести навыки в проведении наблюдений и камеральной обработки полевых материалов.

ландшафтная и ландшафтно-туристическая (для СЭТ):
цель — анализ взаимосвязей компонентов природных территориальных комплексов (ПТК) разной размерности с особенностями их динамики и функционирования

ботаническая:
цель — показать студентам взаимосвязь растительных сообществ и отдельных видов растений с физико-географическими условиями.

– экономико-географическая практики:
цель — показать взаимосвязь природного комплекса Большого Севастополя с социально-экономическими процессами на этой территории.

Студенты работают по бригадам и своим маршрутам. По окончанию каждой практики пишется отчет, где у каждого студента своя глава и проведены расчетно-картографичнеские работы. В заключение всех практик проводится дифференцированный зачет.

Проводят практику преподаватели  филиала МГУ и географического факультета МГУ, — д.г.н., проф.Лукашов А.А (МГУ)., к.г.н. Прыгунова И.Л., к.г.н. Подбельцева Е.В., к. г.-м.н.Лысенко В.И.,  к.б.н. Пышкин В.Б.,  , Новиков А.А., Каширина Е.С., Калиниченко А.В..

Традиционно к проведению практик и подготовке необходимых методических материалов привлекаются   студенты старших курсов, проходящих производственную практику на кафедре, и студенты других кафедр Филиала и МГУ.

Учебная специальная полевая практика (2 курс)

Основная учебная задача кафедры геоэкологии и природопользования, выпускающей геоэкологов и специалистов в области рационального природопользования, — сформировать экологическое сознание и обучить геоэкологическим подходам к изучению территориальных проблем природопользования на локальном, региональном и глобальном уровнях, поиск путей устойчивого развития территорий. Исходя из этого, специальная учебная полевая практика строится на использовании комплексных методик, характерных как для физической, так экономической и социальной географии.
Практика проводится в летнее время в течение 8 недель по единой программе совместно с преподавателями и студентами кафедры РПП географического факультета МГУ. Специальная практика проводится по программам географического факультета МГУ (кафедр РПП, физической географии материков и геоэкологии) и кафедры геоэкологии и природопользования Филиала МГУ. Традиционно состоит из двух частей, выделенных по территориальному признаку.
1 часть (Южная) — ландшафтно-геоэкологическая, которая проводится в Крыму на полигоне заказника «Байдарский» и на базе Филиала МГУ (г. Севастополь).

В Байдарской долине, на локальном уровне, изучаются несколько групп соприкасающихся проблем, связанных с человеческой деятельностью:
1 — проблемы, связанные с землепользованием, структурой сложившихся типов природопользования, качеством окружающей среды, сохранением природного и культурного наследия;
2 — проблемы, связанные с функционированием природно-технических систем (водной системы Чернореченского водохранилища).

Во время крымской части практики студентами-геоэкологами изучаются:
– локальные и региональные проблемы взаимодействия общества и природы, устойчивости и изменчивости условно-коренных и антропогенных комплексов (ландшафтов);
-природно-технические системы и их влияние на окружающую среду;
– сложившаяся структура землепользования и природопользования в целом.
Студенты учатся применению на практике геохимических методов исследования объектов водопользования и исследования качества источников питьевых вод на примере водной системы Чернореченского водохранилища.
На региональном уровне (с базированием в Севастополе) изучаются проблемы и состояние территориальных природоохранных структур, проблемы управления природопользованием, особенности хозяйства, морского и рекреационного природопользования, проблемы состояния объектов и территорий природного и культурного наследия и другие. Региональная часть включает два «дальних маршрутных» выезда группы:
1) Побережье. ЮБК. «Севастополь — Смотровая над бух. Ласпи — Симеиз — Ялта — Никитский ботанический сад- Севастополь». Социально-экологическое исследование состояния рекреационного и природоохранного типов природопользования на примере старейшего рекреационного района.
2) Внутренний район Крымского предгорья. Бахчисарайский район. «Севастополь -Ханский дворец — Пещерные города-монастыри, Чуфут-Кале — Бахчисарайский цементный завод — совхоз-завод «Плодовое».
3) В Севастополе: Государственный океанариум НИЦ НАНУ, ИнБЮМ НАНУ в т.ч. Аквариум, Панорама, музей ЧФ, музей ВМСУ (с музеем «холодной войны»), Херсонес, Фиолент, Инкерман, Балаклава и др.

2 часть (Северная) – природопользование: проводится на Учебно-научной базе географического факультета МГУ (г. Кировск, Мурманская обл.), где изучаются аналогичные в предыдущей части практики и специфические локальные и региональные проблемы природопользования на примере Российского Севера (в т.ч., — недропользование, традиционное природопользование коренных народов Севера, проблемы атомной энергетики, расселения населения и др.)

Хибинская учебно-научная станция географического факультета МГУ — традиционное место проведения практики студентов, специализирующихся по рациональному природопользованию. Выбор района практики обусловлен уникальной возможностью охватить в одном месте и горные, и равнинные ландшафты, изучить антропогенные изменения в ландшафте и состояние окружающей среды в условиях интенсивного техногенного воздействия на экологически уязвимую природу Кольского Севера.

Учебно-производственная практика (3 курс)

Данная практика призвана максимально подготовить будущих специалистов к практической работе, повысить уровень профессиональной подготовки, обеспечить приобретение навыков работы в различных коллективах.
География практик охватывает обширную территорию — от Западного побережья США до Восточного побережья Камчатки.

В ходе своих исследований студенты покоряют горные вершины и проникают в недра земли.

Участвуя в различных видах работ, студенты должны овладеть современными методами полевых, экспериментальных, камеральных и других исследований, обеспечивающих выполнение производственной и научной задачи.

В результате научно-производственной практики студент должен научиться самостоятельно вести различные виды работ, определять роль и структуру выполняемых видов работ в общей схеме исследования.

Учебно-производственная и преддипломная практика.

X
Перейти к содержимому