Научный лабиринт «По следам М.В.Ломоносова»
24/11/2025

19 ноября 2025 года школьники 9-10 классов ГБОУ СОШ №6 совместно со студентами филиала приняли участие в научном лабиринте «По следам М.В. Ломоносова», организованном преподавателями кафедры общих дисциплин Филиала МГУ в г.Севастополе и приуроченного ко Дню рождения великого российского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Каждый участник получил билет, дающий право войти в лабиринт, и маршрутный лист с указанием локаций. Билеты были разных цветов, что позволило разделить участников на семь команд и направить каждую команду в нужную точку маршрута. В качестве локаций выступили города, сыгравшие важную роль в научной деятельности Михаила Васильевича: Москва, Санкт-Петербург, Марбург, Усть-Рудица, Архангельск, Уфа, село Ломоносово. В процессе посещения городов, участники выполняли различные задания, чтобы в финале получить подсказку в виде слова для расшифровки кодовой фразы, в основе которой заложены известные высказывания российского ученого о пользе науки и образования.
В локации «М.В. Ломоносов в Москве» ребята вспоминали основные достижения ученого в области литературы. Выяснили, что его излюбленным поэтическим жанром была ода, а затем и припомнили главные особенности оды. Также участники игры зачитывали отрывки из разных произведений М. В. Ломоносова и подбирали правильное название к каждому фрагменту. Пожалуй, самым большим открытием для ребят стала идея о том, что нравоучительная наука и история, по мысли великого русского просветителя, призваны способствовать стихотворству.
Правильно назвать предметы, название которых пришло из арабского языка стало одним из этапов прохождения локации «М.В.Ломоносов в Уфе». Из каждого угаданного слова необходимо было взять по одной букве (порядковый номер буквы был заранее написан на обороте фото). Затем, полученные буквы участники расставляли в нужном порядке, чтобы составить итоговое зашифрованное слово.
В локации «М.В. Ломоносов в Усть-Рудице» участники узнали об историческом значении фабрики цветного стекла, основанной великим учёным, и обсудили его вклад в российское искусство. Ребята отвечали на вопросы о ключевом аспекте его работы — производстве смальты, спорили о том, сколько опытов потребовалось провести для ее создания и восхищались первыми мозаичными работами.
«Пойти по стопам» Михаила Васильевича и поднять небольшие гири за 30 секунд, не опуская их на пол, до уровня живота было предложено участникам локации «М.В. Ломоносов в Архангельске». С ранних лет и на протяжении всей жизни М.В. Ломоносов увлекался поднятием тяжестей. Количество членов команды умножалось на количество поднятия гирь, получилось количество баллов, набранной командой. В процессе выполнения задания сложилась здоровая и непринужденная обстановка, заряжающая молодежь позитивом.
В локации «М.В. Ломоносов в Марбурге» участники узнали не только об интересных фактах из жизни Михаила Ломоносова во время его учебы в Германии в Марбургском университете (1736-1739 гг.), но и определили значение многих физических терминов. Ведь Ломоносов учился у известного философа и учёного Христиана Вольфа, который активно занимался изучением европейской науки и философии. Именно в этот период Михаил Васильевич начал огромную работу по созданию русской научной терминологии: не просто переводил немецкие или латинские термины, но и создавал новые слова и понятия на основе русских корней, стремясь сделать науку доступной на родном языке. Многие из этих терминов, которые сейчас кажутся нам привычными, были введены им в научный оборот и прижились благодаря его дальнейшей работе в Российской академии наук. Таким образом, учеба в Марбурге дала Ломоносову не только знания, но и методологию и языковой материал для создания первой в России систематической научной терминологии.
Ознакомиться с названиями приборов (вискозиметр, рефрактометр, горизонтоскоп, барометр, анемометр и др.), изобретенных великим ученым, соединить карточку с названием прибора и картинку с его изображением, собрать паззл из частей картинки с изображением горизонтоскопа смогли участники этапа «М.В.Ломоносов в Санкт-Петербурге».
В завершающей точке «М.В.Ломоносов в с. Ломоносово» участники мероприятия узнали, какие географические, исторические, культурные объекты и физические феномены сегодня на нашей планете названы в честь М. В. Ломоносова. Ребятам были показаны 20 фотографий разных объектов и мест, где они должны были угадать, к какой категории (например, гора, школа, минерал и т.д.) относится то, что изображено на фотографии, и вписать название этой категории в ключворд. После заполнения всех ответов участникам была дана более подробная информация про каждый из изображенных объектов.
Гости мероприятия проявили интерес к научной деятельности великого ученого, активно преодолели маршрутные точки научного лабиринта, с энтузиазмом искали ответы на поставленные вопросы, а также продемонстрировали отличные навыки командной работы.




