О профориентационной работе филиала МГУ в г. Севастополе

23/10/2019

Предлагаем вашему вниманию интервью с Евгением Васькиным, сотрудником УНЦ филиала МГУ в Севастополе.

Евгений Васькин — профконсультант, руководитель научно-методического отделения профориентации и тестирования.

— Евгений, расскажите немного о вашем Центре. Как строится работа с клиентами, какие услуги вы предлагаете? С чего начинается профориентационная помощь?

Е. В. — УНЦ — это Учебно-Научный Центр филиала МГУ в г. Севастополе, который работает со школьниками Севастополя. Все начинается с телефонного звонка. Обычно нам звонят по рекламному объявлению родители или после профлекториев для родителей, которые мы регулярно проводим в Филиале или после посещений родительских собраний в школах города, куда нас регулярно приглашают. Родители к нам обращаются по поводу своих детей-старшеклассников. И мы по телефону отвечаем и записываем на тестирование. Уже в этот момент формируется первая ориентировка севастопольцев и их ожидания в отношении той информации, которую они могут получить по этой услуге.

— Подростка записали на тестирование. Что происходит дальше?

Е. В. — Затем старшеклассники по предварительной записи проходят комплексное компьютерное обследование, направленное на диагностику интересов, способностей и личностных качеств. Обычно сеансы тестирования проводятся по выходным в компьютерном классе лабораторного корпуса. Если записалось большое количество учащихся, то тестируем в аудитории 308 учебного корпуса Филиала. По будням тестируем со второй половины дня. После окончания тестируемый получает распечатку со своими индивидуальными результатами и приглашается, обычно вместе с родителями, на беседу. В беседе с нашим специалистом чаще всего участвуют сразу несколько человек — испытуемого сопровождает либо один, либо даже двое родителей, а бывают и заботливые бабушки. Именно в процессе беседы профориентолог комплексно анализирует ситуацию подростка, соотносит сведения, полученные в беседе и при наблюдении, с результатами компьютерного тестирования и помогает сориентироваться, в каком направлении лучше продолжать обучение, как продвигаться к желаемой цели — вузу, профессии, — а также отвечает на все дополнительные вопросы клиента, касающиеся выбора профессии. На заключительном этапе консультации психолог рекомендует подростку развивающие программы, направленные на работу с теми качествами личности, которые, скорее всего, потребуются в будущей профессиональной деятельности и развитие которых поможет человеку приблизиться к интересующей его профессии. Практика подтверждает, что основой правильного выбора оказывается глубокое самопознание в различных его формах.

— Вы рассказали о профориентационной работе с подростками, но ведь к вам обращаются и взрослые?

— Да, со взрослыми мы тоже работаем. Для подростков и для взрослых у нас в Центре применяются два разных комплекса тестирования — «Профориентатор» и «Профконсультант». Они разработаны с учетом возрастных различий подростков и людей постарше — людей с разным опытом работы, которые хотят, к примеру, сменить специальность. Но хочу добавить: с Нового 2020 года мы рекомендуем всем взрослым севастопольцам обращаться в ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ, который открыл Центр Занятости Севастополя и который будет оказывать современные актуальные услуги не только молодежи, но и взрослым (благо, опыт у ЦЗ — огромный).

— Как вы думаете, почему так часто люди неправильно выбирают профессию?

Е. В. — Многие люди при выборе профессии ориентируются не на свои собственные склонности, а, допустим, на пожелания родителей, либо они поступают в вуз с кем-то за компанию или просто хотят избежать службы в армии. То есть мотивы выбора исключительно внешние. А потом, когда человек сталкивается с необходимостью работать по профессии, он понимает, что совершил ошибку.

— Есть ли возраст, в котором поздно менять профессию? То есть человек уже пошел по этой неправильной дороге — и все, уже ничего не изменишь?

Е. В. — Думаю, я выражу мнение специалистов нашего центра, если скажу, что такого возраста нет. Здесь, скорее всего, все зависит от мотивации человека. Если человек решает, что труд для него не самое главное в жизни, он, в общем-то, может остановиться на не очень предпочитаемом варианте. Но всё-таки для большинства людей профессия — одна из главных составляющих жизни, и если человек решил найти именно то, что максимально ему подходит, то не важно, в каком возрасте он это сделал, главное, что решение принято, и теперь надо ему следовать.

— Каким образом можно выяснить заранее, к какой профессии у человека лежит душа, если он сам еще этого не знает?

Е. В. — Нередко бывает, что люди, особенно подростки, не задумываются о том, что же им нравится на самом деле и подходит ли им та или иная профессия, а если задумываются, то трудно найти ответы на эти вопросы — не хватает информации. Но с помощью специалиста и с применением различных психометрических и активизирующих методов можно узнать, какие у человека интересы, способности, личностные качества, потому что все эти показатели могут располагать к какой-то профессии или, наоборот, отталкивать от нее.

— А может ли измениться сфера интересов, о которой вы говорите? А если это в дальнейшем изменится, то, получается, меняется и тот круг профессий, которые человеку подходят?

Е. В. — Безусловно, сфера интересов человека, особенно, ребенка, может поменяться, ведь, сталкиваясь с чем-то новым, с какой-то новой сферой деятельности, он уже определяется, близка она ему или нет. В нашем центре никто не утверждает, что выбор профессии может быть сделан один раз и на всю жизнь. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к тому, что человек учится всю жизнь: он получает основное образование, дополнительное образование, проходит курсы повышения квалификации, тренинги. То есть он продолжает искать себя в той профессии, которую выбрал. И даже определившись уже с профессией, он может в зависимости от интересов выбирать разные роли и должности. Так, с одним и тем же образованием кто-то хочет быть организатором, управленцем, а кто-то предпочтет деятельность с упором на творчество или на науку.

— Как это можно выяснить? Как определить, есть ли у человека, например, задатки лидера, склонность управлять?

Е. В. — С учетом личностных качеств и мотивации человека. Мотивация очень важна, потому что иногда человек по своим личностным качествам может быть, допустим, очень активным, с хорошим лидерским потенциалом, но руководство людьми для него не является самоцелью.

— А с какого возраста это можно определить? Когда можно начать выяснять, к чему у ребенка есть склонности, чтобы потом их развивать?

Е. В. — Ну, вообще начинать смотреть, что человеку ближе, можно уже с подросткового возраста, и чем раньше, тем лучше. Просто для 5-6-классников пока, конечно же, не стоит вопрос выбора профессии, но есть возможность выбрать какой-нибудь кружок по интересам, факультативное занятие, где можно поискать себя. Вопрос же о том, куда пойти учиться и какую выбрать профессию, можно начинать решать обычно с 8-9 класса.

— Бывают ли такие случаи, что родители, услышав рекомендации психолога, говорят: «Нет, эта профессия совершенно не подходит моему ребенку, это совсем не то, что нужно»?

Е. В. — Скорее, бывает другая ситуация, когда родители упираются, настаивая на профессии, допустим, которая у них передается по наследству, или на той профессии, которую они сочли денежной. К примеру, родители настаивают: «Мой ребенок будет юристом», а у него диагностика выявляет самостоятельность, желание свободной творческой работы, неприязнь к работе с документацией и общению с людьми. В этом случае задача психолога – объяснить родителю, что не надо ломать ребенка и не надо толкать его в те сферы, которые абсолютно противоречат его личностным качествам.

— А если к вам на консультацию придет представитель известной династии, в которой профессия всегда переходила от отца к сыну, как быть в этом случае?

Е. В. — К этой ситуации нужно отнестись очень осторожно. Надо посмотреть, есть ли реально у ребенка какие-то основания идти в эту сферу. Если такие основания есть, то ничего этому не противоречит и даже замечательно, что родители его могут поддержать, помочь сделать первые шаги в этой области. Но если ребенок совсем не такой, как его предки, незачем его ломать. Ведь и ребенок, когда повзрослеет, будет, скорее всего, недоволен профессией, и успеха, как правило, такие люди не добиваются, да, в общем-то, и родители потом расстроятся, увидев, что неправильно направили своего ребенка.

— Но если неправильный выбор уже сделан?

Е. В. — В этом случае ребенок либо, не доучившись, бросит учебное заведение, и тогда уже будет потрачено время, силы, а часто и деньги, либо, если ребенок послушный, дисциплинированный, он закончит учебное заведение, но не будет работать по специальности или будет работать, но не находя в этом для себя смысла и удовлетворения. В любом случае, время будет потрачено впустую и возникнет необходимость в получении второго высшего образования, что также довольно накладно, к тому же, не каждый может это себе позволить.

— Если родители все-таки решили подойти к выбору профессии с умом, тщательно все взвесить и продумать, то что они должны сделать, с чего начать, как определить, к чему у ребенка есть склонности, а к чему нет?

Е. В. — Здесь надо отметить, что родители «с умом» подходят очень по-разному. У некоторых этот «ум» проявляется в том, что сам родитель, как более опытный, решает за ребенка. Но этот путь ошибочный, мы об этом уже с вами говорили. Мы в нашем Центре считаем, что главное — чтобы подросток сделал выбор самостоятельно, но учитывая свои особенности. Для этого у нас методики тестирования и различные тренинговые программы, которые помогают подростку разобраться в том, какой он по складу характера, что его интересует, а что нет, к чему он способен по своим интеллектуальным, творческим возможностям, а к чему не способен и в какие виды деятельности лучше не идти.

— Есть ли у человека шанс добиться успеха в некой области, если желание есть, а ярко выраженных способностей для этого нет?

Е. В. — Да, конечно, здесь очень важна комплексная диагностика — учет и желания, интереса к определенной сфере деятельности, и способностей. Но мы исходим из того, что все-таки интересы, мотивы человека важнее: важнее захотеть, а не просто уметь что-то делать. Возможно, в таком подходе есть элемент определенного лукавства, но это акцентирование в ходе консультации на том, что важно именно «сильно захотеть, чтобы добиться», по нашему убеждению, идет на пользу формирующейся личности. Хоть и нечасто, но бывает так, что подросток возмущается низкими результатами тестирования, которые не пророчат ему успехов в каком-то деле, а потом начинает работать в этом направлении так усиленно, что, в конце концов даже добивается больших результатов.

— Но ведь существуют такие области, где без таланта никак не обойтись, например, музыка, живопись…

Е. В. — К творческим способностям подход может быть несколько другим. Здесь важна не только консультация психолога или родителя, но и представителя той творческой сферы, который может экспертно оценить, есть ли у ребенка талант. Просто это сфера особая, специфическая, а для большинства сфер все проще: если мотивация очень сильная, если ребенок по-настоящему хочет, он может многого добиться. Задача психологического тестирования — не столько, грубо говоря, поставить диагноз, что, к примеру, «вам подходит профессия юриста», — а показать человеку спектр возможных вариантов, объяснив, почему одни варианты близки, а другие — нет, и на будущее научить его соотносить свои особенности с теми требованиями, которые каждая профессия предъявляет.

— А если, например, пойти по другому пути: если посмотреть, как ребенок учится в школе, и в связи с этим сделать какие-то выводы?

Е. В. — Ну, во-первых, в школе чаще всего есть возможность оценить только знания, умения и отчасти способности в какой-то сфере (второе доступно лишь самым проницательным педагогам), но не личностные качества, а они тоже важны. И, во-вторых, не секрет, что в школе многие ориентируются в любви и нелюбви к предмету на учителя. То есть, например, учительница нравится — нравится и предмет, пришла другая учительница — уже предмет не нравится.

— Почему у детей в определенном возрасте, когда уже нужно выбирать вуз и специальность, не возникает никакого желания этим заниматься и им интересно что-то совершенно другое, к примеру, они хотят просто интересно проводить время?

Е. В. — Это особенности возрастной психологии. Понятно, что в подростковом возрасте основной деятельностью является общение со сверстниками, знакомства, дружба, первая любовь, и действительно, выбор профессии для определенной части детей может быть вторичным и происходить безответственно. В этом смысле задача родителей — напомнить о том, что выбор профессии — серьезное дело, что лучше все-таки подумать и выбрать близкую сферу, чем потом много времени потратить и снова оказаться перед необходимостью что-то выбирать. Задача специалиста здесь может заключаться не только в диагностике, потому что диагностика — это выявление того, что есть на данный момент, но и в развитии. Для этого есть различные тренинговые программы, где ребенок может вместе с другими ребятами и психологом-тренером пройти какой-то путь в игровой форме, задуматься о том, что взрослая жизнь не за горами. Есть тренинговые программы для тех ребят, которые уже практически определились с профессиональной областью. В этом случае тренинг помогает развить в себе те качества, которые потребуются в профессии, например, навыки общения или внимательность. А есть такие тренинги, которые подходят в тех случаях, когда ребенок в тупике и совсем не знает, куда пойти. Это обычно такие ролевые игры, где ребенок получает возможность принять на себя роль экономиста, менеджера и т. д. Сейчас это модные профессии, но, примерив их на себя, ребенок может понять, настолько ли они привлекательны для него на самом деле. Поэтому роль тренингов сводится к тому, чтобы дать некоторый опыт, которого не хватает в жизни.

— Приходилось ли вам наблюдать за дальнейшей судьбой тех детей, которые к вам приходят? Может быть, впоследствии выяснилось, что этот человек действительно верно выбрал профессию с помощью психологов?

Е. В. — Да, у нас начались проводиться такие исследования, так как работаем в Севастополе мы только с 2018 года, еще недостаточно времени для полноценных исследований. Мы обзванивали тех ребят, которые у нас уже прошли консультацию, но только через несколько лет мы сможем узнать, какая у них судьба, выбрали ли они действительно ту специальность, которая обсуждалась с профориентологом. Мы надеемся, что будут выявлены довольно высокие показатели сходства между тем, что обсуждалось, и тем, куда человек в итоге попал и насколько он удовлетворен сделанным выбором. Но эти данные пока и недостаточно систематизированы с точки зрения критериев строгой статистики. Сознание и бессознательное людей работает таким образом, что, услышав некоторую полезную информацию на консультации, они могут на некоторое время забыть о ней, а потом воспроизвести как свои собственные мысли. В данном случае говорить о том, кто был автором этой идеи, довольно трудно, и человек сам не всегда признает, что принял решение по совету профориентолога. В общем-то, так человеку комфортнее и спокойнее — понимать, что он сам так решил, сам сделал успешный выбор. Но в любом случае главное — чтобы выбор был успешным, и помочь в этом клиентам — наша главная задача.

— Спасибо за интересную беседу!

X
Перейти к содержимому