Лекции по военной антропологии и психологии в филиале МГУ в г. Севастополе

28/09/2019

В рамках проекта «Актуальность патриотизма в парадигме воспитания. Стратегическая сессия и онлайн-школа» (Президентский грант ДГП №19-1-014891), реализуемого Ассоциацией научных школ и исследователей патриотического и гражданского воспитания, состоялся цикл лекций доктора исторических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института Российской истории Российской Академии наук Елены Спартаковны Сенявской (г. Москва). Во время выступлений профессор вручила студентам и преподавателям свои монографии, методические и справочные материалы.

28 сентября 2019 г. в филиале МГУ имени М. В. Ломоносова Елена Спартаковна прочитала две лекции для студентов-историков, журналистов и психологов. Студенты каждого из направлений слушали лектора, затаив дыхание. Информация, предоставленная каждой из аудиторий, соответствовала профилю подготовки.

Будущие историки и журналисты узнали, как формируется историческая память, а также о значении сохранения и передачи достоверной информации о Великой Отечественной войне последующим поколениям, значимости этой задачи в контексте обеспечения национальных интересов нашего государства. С большим вниманием был воспринят и материал о формировании фронтового поколения в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — феномена истории нашего государства в XX веке.

Будущие психологи получили базовые знания о новых для отечественной историографии отраслях исторической науки — военно-исторической психологии и военно-исторической антропологии, изучающих войну в «человеческом аспекте». Военно-историческая антропология обращается к историческому опыту как основному источнику знаний о человеке на войне, накопленных обществом за тысячелетия развития; военно-историческая психология изучает «человека воюющего» как особое социально-психологическое явление. Оба этих направления — области военной антропологии.

В нашей стране военная антропология сложилась и оформилась как новая междисциплинарная отрасль науки, интегрирующая достижения, предметные области и исследовательский инструментарий военной психологии, социологии, педагогики, истории, культурологии, медицины и других дисциплин, изучающих человека в условиях военной деятельности. Как отмечает Елена Спартаковна, применяемый военной антропологией комплексный подход «позволил выйти на новый уровень знаний о человеке в единстве его разнообразных проявлений, биопсихосоциальных параметров, областей и форм деятельности в экстремальных военных ситуациях, в условиях подготовки к ним и преодоления их последствий».

В рамках проекта объединяются представители науки, образования, культуры и общественных организаций, идёт подготовка к внесению предложений по усилению воспитательной составляющей в подпроекты Национального проекта «Образование», изучаются ресурсы координационно-образовательных центров по патриотическому, духовно-нравственному и гражданскому воспитанию, междисциплинарных научно-внедренческих лабораторий по акселерации и внедрению прикладных разработок.

X