Ю.М. Ершов «Основы журналистики и цифровых медиа»

15/03/2023

Ершов Ю.М.
Год издания: 2023 г.
ISBN: 978-5-406-10861-1
Дисциплина: Журналистика. Введение в специальность, Основы журналистской деятельности, Основы теории журналистики
ВУЗ автора: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Издательство: КноРус
Гриф: Рекомендовано Экспертным советом УМО в системе ВО и СПО в качестве учебника для направлений бакалавриата и магистратуры “Журналистика” и “Медиакоммуникации”.
Страниц: 330
Вид издания: Учебник

Перед вами книга, предназначенная для введения в специальность. Это «азбука» журналистики и справочник для начинающих работать в медиаиндустрии. И прежде всего, это учебник, то есть учебное издание, выпущенное для студентов факультетов, отделений и кафедр журналистики. Но и для всех тех, кто хотел бы повысить свою медиаграмотность, кто хотел бы разобраться в том, как устроен медийный мир. Хочется верить, что книга будет интересна преподавателям журналистики и разных коммуникативных дисциплин как ещё одна версия журналистской пропедевтики (вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме).

Многолетнее преподавание в университете убедило меня в том, что даже самый лучший курс лекций не отменяет учебника как путеводителя студента по массиву знаний об изучаемой области деятельности. Современные студенты не слишком загружают свою оперативную память, надеясь на необъятные интернет-ресурсы и поисковики. По этой же причине навыки конспектирования лекций на наших глазах утрачиваются. А значит в процессе подготовки к зачетам и экзаменам сталкиваются с неизбежными трудностями в систематизации знаний.

В идеале каждый лектор, разработавший авторский курс, должен представить собственный учебник. И если бы у преподавателей было больше времени на подобное творчество, каждый и написал бы такую книгу. Лично мне понадобилось 35 лет преподавания, чтобы осмыслить вводный курс как цельное высказывание. Отчего же так много? – В эти три десятка лет вместилась смена общественного строя и революционные изменения в профессии, связанные с появлением иных моделей журналистики и невиданных доселе отрядов прессы.

Какие задачи я ставил в разработке учебника? – Я стремился доказать, что журналистика ˗ это вечный труд и необходимая миру работа, а не просто хроника дня или информирование о текущих событиях. Люди, избравшие это направление подготовки, должны знать, что это такая же важная для социума профессия, как и врач, например, или учитель. И мне хотелось бы морально поддержать этих юных авторов (сегодня это почти исключительно девушки), которые решили стать журналистами не в самый лучший для массмедиа период. В истории журналистики были и похуже времена, но они рано или поздно проходят, а крылья у журналистов отрастают вновь. Моей целью стало сведение многочисленных сведений о разных аспектах журналистской деятельности в цельную картину и в единый нарратив. Эту симфонию нужно было представить в одной точке и провести из этого центра линии профессиональной этики, организации работы редакции, медийного бизнеса и т. п. Точка отсчета искалась довольно-таки долго, но она нашлась в определении журналистики как профессиональной деятельности по сбору, обработке и распространению с помощью СМИ актуальной информации.

Предельно кратко о журналистике можно рассказать, называя те действия, которые каждый журналист совершает (поиск новостей, анализ данных, трансляция сообщений). Однако важно охарактеризовать субъекта коммуникации (журналиста и его редакцию) и адресата (аудиторию и ее отношения с коммуникатором). По сути это описывается в известной схеме Гарольда Лассуэлла «Кто передает?», «Что передает?», «По каким каналам?», «Кому передает?».

Однако формула Лассуэлла слишком прямолинейна, механистична и как бы очищена от «мук слова» творческой личности журналиста. Если ее брать за кратчайшую запись коммуникационного акта, надо будет внести в неё принципиально многовариантный творческий характер журналистской работы, чтобы стала понятна профессиональная специфика этого акта. Ведь и врач опрашивает пациента, и следователь ведет допрос подозреваемого, однако всё это не журналистское интервью. Структура учебника определена задачей представить последовательность актов коммуникации, насыщая её спецификой журналистского творчества и медийного бизнеса.

Первый раздел посвящен ответу на вопрос «Кто мы?». Если одной фразой, можно ответить: «Мы – профессиональные коммуникаторы, журналисты и редакции СМИ». В шестнадцати параграфах первой главы объясняется, что значит быть журналистом, какие бывают журналисты, что их отличает от политических активистов и блогеров. Центральное место в этой главе принадлежит параграфам, в которых излагаются профессиональные нормы и принципы, корпоративные стандарты и дилеммы морального выбора журналиста. По нашему убеждению, именно этика журналиста принципиально отличает представителей нашей профессии от других коммуникаторов и информаторов.

Второй раздел учебника отвечает на вопрос «Что мы делаем?». И этот ответ неоднозначен, поскольку в журналистике много профессиональных ролей и обязанностей. Журналисты создают свою аудиторию, журналисты создают общественное мнение, журналисты формируют повестку дня и в какой-то степени картину мира у своих читателей и зрителей. Но все эти долгосрочные эффекты воздействия достигаются журналистами через медиатекст. Именно медиатекст в широком понимании (вместе с видеорядом и звучащей речью) является непосредственным продуктом журналистского творчества, подлежащим изучению.

У медиатекстов есть своя индустриальная специфика, которая зависит от медиаканала. На одних факультетах журналистики с первых недель обучения студента погружают в эту индустриальную и платформенную специфику. На других не принята ранняя специализация и студента в первый год обучают журналистике вообще, а не телевизионной и не газетной журналистике. Автор учебника – сторонник универсальной журналистики и считает, что специализация наиболее полезна только на выпускном курсе после прохождения двух практик. Во второй главе речь идёт не о телевизионном сюжете и не о газетной заметке, а о медиатексте, который имеет кроме индустриального характера композиционное членение, сюжетный ход, стилевые особенности и многое другое, что является предметом журналистского творчества (те самые муки слова).

«Как мы это делаем?» – третий раздел учебника, который углубляется в индустриальную специфику медиаканалов и показывает, что на телевидении текст имеет принципиально иные характеристики, нежели текст газетный. На ТВ текст или закадровый, или синхронный. Но и в том, и в другом случае он взаимодействует с видеорядом, который создаётся вашим партнерами по редакционному заданию – оператором, а потом ещё и видеоинженером на монтаже. То же и с газетно-журнальными публикациями, подготовка которых имеет свои производственные особенности, связанные с издательским циклом и полиграфическим исполнением продукта.

Третий раздел учебника представляет журналистику как авторскую работу и как производственную деятельность в творческих коллективах. Важно понять, как взаимодействует журналист с коллегами и показать этапы медийного производства (от замысла до выпуска). Эти знания прежде давались в курсе «Организация работы редакции», а нынче содержатся в курсе «Экономики СМИ», который читается на последних годах обучения. Однако и первокурсникам, не прошедшим ни одной производственной практики, важно понимать, что это целая отрасль, в которой им предстоит найти свое место.

Последний раздел учебника посвящен аудитории и взаимоотношениям редакций с читателями. Нельзя сказать, что прежде в учебниках по основам журналистики ничего не говорилось об обратной связи. Говорилось, хотя и без детализации. Вероятно, подробности опускались в расчете на то, что в курсе «Социология СМИ» студенты узнают всё о последнем акте коммуникационного процесса: восприятии и воздействии журналистского слова. На мой взгляд, эта финишная часть журналистской работы незаслуженно умалялась и отдавалась на откуп социологам. Это стало ахиллесовой пятой отечественной журналистики. Редакции СМИ, надо признать, не умеют и не любят налаживать обратную связь с читателями, часто игнорируя мнения аудиторных групп о контент-политике. Разумеется, это сказывается на доверии публики к фигуре журналиста и к его труду.

Что я ожидаю от читателя этой книги? – Отклика, прежде всего. Книга должна совершенствоваться, исправляться и дополняться, что возможно только при наличии обратной связи. Я жду от читателя достраивания текста учебника своим личным опытом медиапрактик. Учебник всегда похож на скелет (нормативность теории выпирает из него, как ребра из дохлой лошади). Читатель призван нарастить плоть на этот костяк и оживить своими примерами авторские тезисы и формулы. Чему должен научиться читатель? Возможно, кто-то ждет от меня описания компетенций. Должен знать то-то, уметь то-то и владеть тем-то. Признаюсь, что считаю такой подход не слишком эффективным. Студенты приходят с разным бэкграундом и на выходе у них тоже получаются разные конфигурации знаний и умений. Каждый возьмет из курса столько, сколько ему нужно и сколько он сможет унести. Если читатель после прочтения книги от корки до корки снимет свои розовые очки и начнет воспринимать журналистику реально, как труд, как поступок или служение, этого уже будет достаточно.

Содержание учебника может показаться на первый взгляд чрезмерно дробным: 64 параграфа. Но, во-первых, это содержание рассчитано на два года занятий. Месяц за месяцем «грызть» одну тему было бы скучновато. А во-вторых, такая подробная структура позволяет сделать каждый параграф учебника не слишком объемным, обозримым. Я стремился удержать разговор на каждую тему в пределах семи страниц или получаса неспешного чтения. В полной мере осознаю свою ответственность как лектор самого большого в учебном плане курса, занимающего 4 семестра. Журналистский цикл дисциплин начинается с этого курса и задает тон в овладении дисциплинами всех других циклов. Этот курс дает самые общие и принципиальные характеристики журналистики как профессии, раскрывает базовые законы и закономерности журналистского творчества. Он как импринтинг создаёт у вступающих в профессиональный мир представление о том, кто мы есть и ради чего мы здесь. Это страшно ответственно учить тому, что дóлжно быть в журналистике. Основы журналистики – это понятно. «А почему в заглавии названы и цифровые медиа?» – спросит внимательный и дотошный читатель. Цифровые медиа – это что же уже и не журналистика? – Да, это перспектива, к которой надо быть готовым. Это пост-журналистика, которая только нарождается и сосуществует с традиционными медиаканалами, но в будущем изменит лицо нашей профессии. И мне не хотелось бы предстать генералом, который готовится к прошлой войне и учит новобранцев побеждать тем оружием, которое никогда уже не будет использовано, потому что морально устарело.

Мне помогали в подготовке этой книги к изданию и я должен выразить благодарность многим людям. Это мой мудрый учитель – Юрий Николаевич Мясников, который за руку привёл меня в журналистскую науку и поддержал мои первые публикации. Это мой научный руководитель – Семен Моисеевич Гуревич, автор учебников «Организации работы редакции» и «Экономики СМИ». Это мой научный консультант – Елена Леонидовна Вартанова, без которой я не написал бы докторскую диссертацию и ряд трудов по региональному телевидению.

Это мой друг и коллега по кафедре – Галина Германовна Щепилова, пригласившая меня в МГУ и продлившая мою преподавательскую активность. Это мой литературный агент – Эдуард Владимирович Михальский, который несколько лет назад предложил издать в московском издательстве учебник и много раз соглашался перенести срок сдачи рукописи. Спасибо и всем коллегам, которые читали мою рукопись, высказывая замечания и предложения по редактированию текста. Особая благодарность – талантливым и думающим студентам, в диалоге с которыми уточнялись некоторые положения этого учебника.

Надеюсь, книга послужит не одному выпуску студентов, сохраняя свою жизненность и тогда, когда программы искусственного интеллекта с чат-ботами начнут всерьез конкурировать с журналистами за право формировать ленты новостей и вести диалог с их читателями.

доктор филологических наук,
профессор кафедры журналистики филиала МГУ в г. Севастополе  Ю.М. Ершов

X
Перейти к содержимому