Программа проведения мероприятий Всероссийского Фестиваля науки «Наука 0+» Филиалом МГУ в городе Севастополе в 2018–2019 учебном году

13 октября 2018 года                                                                                                                       

Название мероприятия: День науки В МГУ

Место проведения: ул. Героев Севастополя, 7

Учебный корпус Филиала МГУ

В преддверии 13 октября:

 

Журналистика

 

Онлайн конкурс “Университет будущего” (14+).

Участники публикуют свои работы в соц.сетях с хэштегами филиала и конкурса. Школьникам необходимо подготовить работы по одному из трех жанров по теме “Университет будущего” видеосюжет, фоторепортаж, текстовый репортаж. В каждом жанре будут выделены лучшие работы и на фестивале награждены их авторы.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ХОЛЛАХ УНИВЕРСИТЕТА (с 12.00)

 

Победителям конкурсов вручаются призы с логотипами МГУ.

НаправлениеНазваниеОписание
ИсторияВикторина «Кто такие листригоны?» (11+), 15 мин.Путешествие в Балаклаву на «машине времени». Участники в игровой форме узнают, что связывает ее с леген-дарными листригонами, почему в Балаклаве находят множество английских пуговиц XIX века, какую тайну пы-тались раскрыть в ее водах водолазы в 20-е годы прошлого века.
ФилологияВикторина «Что это слово означает?» (11+), 15 мин.Участникам предлагается угадать значение вышедших из употребления слов русского языка или подобрать ис-конно русские слова для самых распространенных иноязычных заимствований.
ФилологияВикторина «Philology is...» (14+), 15 мин.Викторина поможет вам прикоснуться к любви… Любви к слову! Вы начнёте понимать окружающий вас мир намного глубже. Попробуйте стать суперлюдьми, обретите сверхспособность слышать и понимать, говорить и доносить информацию, анализировать и создавать текст, а вместе с ним — менять мир вокруг себя!
ЖурналистикаИнтеллектуальная игра «Кто хочет стать журналистом» (14+), 15 мин.
Интеллектуальная игра в стиле телепрограммы "Кто хочет стать миллионером" поможет гостям фестиваля проявить эрудицию, смекалку и получить интересные знания о журналистике.
ГеографияПрезентация «Исследуем природу: на земле и из космоса» (14+), 15 мин.Демонстрация образцов современного оборудования, применяемого для исследования природы нашей планеты: геодезические и геофизические приборы (георадар, магнитометр, тахеометр и др.) Дистанционные методы ис-следований показаны на примере использования космических снимков и аэрофотосъемки с помощью беспилотных летательных аппаратов (дронов). Примеры обработанных данных покажем в виде плоскостных и объемных мо-делей местности, цифровых моделей рельефа.

МатематикаКонкурс «Ни дня без математики» (14+), 15 мин.Задачки для будущих миллионеров, что такое компьютерная лингвистика и зачем она нужна, мастер-класс по программированию, выставка «Ни дня без математики».
ФизикаПрезентация «Погружение в мир физики» (12+), 15 мин.На ваших глазах проводятся зрелищные физические эксперименты, С помощью компьютерной программы MatLab создаются модели физических ситуаций. Вы увидите, как работает осциллограф, как моделируется иде-альный газ, что такое связанные маятники, интерференцию в оптическом клине (кольца Ньютона) и еще много интересного и необычного.
ПсихологияИнтеллектуальная игра «Смотри в судьбу как в зеркало: занимательный психоанализ и удивительные проекции» (14+), 15 мин.Занимательные психоаналитические игры по К.Г. Юнгу позволяют построить прогноз событий в определенных жизненных ситуациях. Индивидуальная и групповая работа с проективными картами, позволяет осознать и пре-одолеть скрытые барьеры на пути к цели.
ЭкономикаИнтеллектуальная игра «Экономический кроссворд» (14+), 15 мин.Экономические термины используются человеком ежедневно: в быту и на работе, в беседе с друзьями и при об-ращении в официальные учреждения. Мы привыкли к ним, но не всегда узнаем знакомое слово по его научному определению. Экономический кроссворд продемонстрирует умение узнавать экономические термины, а, посколь-ку игра командная, то и потренировать навыки работы в команде.

ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ В УЧЕБНЫХ АУДИТОРИЯХ (с 13.00)

НаправлениеНазваниеОписание
История«Босфорский проект» России в конце XIX – начале ХХ века (15+), 90 мин.Усов Сергей Андреевич (доктор политических наук, профессор кафедры истории и междуна-родных отношений)
Кто из жителей Османской империи открыто поддерживал Россию на рубеже XIX–XX веков? Где должны были пройти границы Российской империи в случае победы ее и союзников в Первой мировой войне? Что за тайное со-глашение подписали Россия и страны Антанты в 1916 году? Кто должен был контролировать Стамбул и Чер-номорские проливы по итогам войны? И почему Босфорская операция российской Армии и Флота так и не состо-ялась?
Русский языкГоворим ли мы все еще по-русски (14+), 60 мин.Топор Елена Всеволодовна (старший преподаватель кафедры иностранных языков).
На каком языке мы говорим? Какие скрытые смыслы скрываются за, казалось бы, очевидными словами? Как в языке отражается девальвация человеческих ценностей? Почему люди говорят одни и те же слова, но изъясня-ются как будто бы на разных языках?
ЖурналистикаСредства массовой информации как орудие формирования массового созна-ния (15+), 90 мин.Черепанова Татьяна Владимировна (кандидат социологических наук, доцент кафедры журна-листики)
Шаповалова Ирина Владимировна (кандидат филологических наук, доцент кафедры журнали-стики)
Мельников Владимир Анатольевич (старший преподаватель кафедры журналистики)
В слове «медиум» заложен мистический смысл, отражающий функцию СМИ по управлению обществом путем создания атмосферы страха, паники и агрессии. Формируя эти настроения, медиа прибегают к помощи целого арсенала манипуляций массовым сознанием. Ознакомившись с технологиями и принципами воздействия медиа на человека, вы сможете выстроить защиту от негативного информационного воздействия и научиться формиро-вать рациональную картину современного мира.
География«“Чужие из бездны” – правда о “черных курильщиках” (12+), 45 мин.Лысенко Виталий Иванович (кандидат геологических наук, доцент кафедры географии океана)
Обнаружение рифтовых систем (нагромождений тектонических разломов) на дне океанов является географиче-ским открытием XX века. Находка на них гидротермальных полей с оазисами жизни и трубчатыми строениями «черных курильщиков» изменили наши представления об условиях существовании жизни на дне океана и образо-вании полезных ископаемых: залежей меди, цинка и свинца. «Черные курильщики» обнаружены и на Южном бе-регу Крыма. Им больше 200 миллионов лет, в этих «трубках» встречаются не только медь, свинец и цинк, но и золото!
МатематикаХаос в динамических системах (15+), 45 мин.Осипенко Георгий Сергеевич (доктор физико-математических наук, профессор кафедры при-кладной математики)
Что такое динамическая система? А что такое хаос? Как он появляется и как им управлять с помощью мате-матики? В лекции описаны понятия динамической системы и хаоса. Рассмотрены причины появления хаоса, при-ведены примеры.
ФизикаО чем расскажет молекула (14+), 60 мин.Французов Павел Анатольевич (кандидат физико-математических наук, советник директора Филиала МГУ в г. Севастополе по научному развитию)
Можно ли увидеть одиночную молекулу в действии? Еще совсем недавно это казалось нереальным. Теперь про-следить за поведением одной молекулы стало возможным благодаря методу спектроскопии одиночных молекул. Что же нового удалось узнать о "частной жизни" одиночных биомолекул и нанокристаллов?
ПсихологияПознай себя – сможешь всё! (14+), 60 мин.Ковалев Владимир Николаевич (кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии)
Знакомство с увлекательными психологическими техниками самопознания, моделями построения пути исполне-ния желаний и воплощения мечты, с секретами использования мощной энергии собственного бессознательного для достижения целей.
ЭкономикаБизнес в Интернете (14+), 60 мин.Осокина Анастасия Дмитриевна (старший преподаватель кафедры экономики)
Что такое бизнес-идея. Какие факторы следует учитывать, перед тем как начинать собственный бизнес в сети. Открытие, развитие и продвижение бизнеса в Интернете. Затраты, предполагаемый доход и его источники. Воронка бизнеса и воронка продаж. Этапы маркетинговой воронки.
УправлениеИскусство решения проблем (14+), 60 мин.Сторожук Руслана Петровна (кандидат наук государственного управления, доцент кафедры управления)
Как провести мозговой штурм? Как активизировать творческое мышление и генерировать нестандартные идеи? То, что вы узнаете в ходе лекции и общения с лектором, поможет вам в учебе, преодолении творческих кризисов, общении со сверстниками и учителями.
УправлениеДеловая игра «Управленческие поединки» по методике Таллинской школы менеджмента» (14+), 60 мин.Балашов Евгений Леонидович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления.
Деловая игра по особенностям проведения переговоров в условиях недостатка информации. Участники оттачи-вают навыки оперативного принятия решений и убеждения собеседника.

13 октября 2018 года                                                                                                                   

Название мероприятия: Путь в науку с МГУ

Место проведения: школы города Севастополя

 

Необходимые технические средства обеспечения (предоставляются школой):

Компьютер или ноутбук,

Мультимедийный проектор,

Звуковые колонки

ТЕМАТИКА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ЛЕКЦИЙ СТУДЕНТОВ МГУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

НаправлениеНазваниеОписание
ИсторияЛичность Иисуса Христа в исторических источниках (14+), 45 мин.Борисов Сергей Дмитриевич, студент III курса отделения «История»
Эта фигура повлияла на весь ход мировой истории: о нём написано огромное количество книг (в том числе и са-мая востребованная в мире – Библия), в честь него создаются оперы, воздвигаются памятники, он является про-тотипом многих известных персонажей (например, Лев Аслан из культовой серии романов "Хроники Нарнии"). Некоторые учёные даже утверждают, что он является основателем французской королевской династии. Уже больше двух тысяч лет эта личность является примером для миллиардов людей, НО с XVII века поговаривают, что этого человека не существовало. Наша задача – развеять этот миф и доказать, что Иисус СУЩЕСТВОВАЛ!
ИсторияКак римская армия завоевала планету – от Британии до Египта? (14+), 45 мин.Жога Олег Алексеевич, студент III курса отделения «История»
Как была организована и укомплектована армия Древнего Рима? Как жили и чем занимались солдаты во время службы? В каких битвах римляне побеждали и какие подвиги совершали? Самые знаменитые римские полковод-цы: с кем они сражались? Почему римская армия стала сильнейшей армией Античности?
ИсторияНЕ страдающее Средневековье: повседневная жизнь в Средние Века" (14+), 45 мин.Юлык Данил Русланович, студент III курса отделения «История»
Как жили люди во времена якобы «мрачного» Средневековья? Как они готовили обед, как платили налоги, что надевали, отправляясь в таверну, как снаряжались в Крестовый поход? Как можно было избежать костра за колдовство и лжесвидетельство? Как ухаживали за дамами и как воспитывали детей?
ИсторияФизкультура и спорт в Византийской империи (14+), 45 мин.Глушич Антон Михайлович, студент III курса отделения «История»
Как они болели на скачках? Как награждали и как боготворили великих спортсменов? Чем они заменили гладиа-торские бои и олимпийские состязания? Кто был для них идеалом атлета и воина? На занятиях каким видом спорта погибло несколько императоров? Чем готов был пожертвовать византиец, чтобы попасть на игры? Как простые подростки бились «стенка на стенку», и почему византийцы почти тысячу лет выигрывали войны и отбивались от всевозможных врагов?
ИсторияСевастополь, который построил адмирал Лазарев (14+), 45 мин.Лялин Роман Сергеевич, студент III курса отделения «История»
Каким Севастополь был ДО, и каким стал ПОСЛЕ М.П. Лазарева? Что такое «Хребет беззакония» и куда делись его обитатели в 1836 году? Почему царь не разрешал строить колоннаду Графской пристани, и за что таможня завела на Лазарева дело о контрабанде? Что было бы, если бы главного архитектора Севастополя Джона Упто-на повесили в Англии по приговору суда? Почему адмирал Корнилов мечтал искоренить в Морской библиотеке дамские романы, и почему адмирал Нахимов на свои деньги покупал уголь для отопления Лазаревских казарм? Город, который разрушили англичане и французы в 1855 году, и который мы никогда не увидим, «возродится» на ваших глазах.
ИсторияКак жили защитники Севастополя и их противники во время Первой оборо-ны Севастополя 1854–1855 годов (14+), 45 мин.Яцуляк Елена Романовна, студентка IV курса отделения «История»
Что ели, что пили, о чем говорили, какие песни пели, как праздновали и как горевали защитники и жители Сева-стополя во время 349-дневной обороны? Общались ли с противником, и если да – то о чем и на каком языке? А как жил неприятель? Спал ли он мягче, ел ли лучше, в каком пребывал настроении? Война это не только сражения, кровь и смерть, это еще и жизнь. О повседневной жизни на войне вы узнаете на лекции.
ФилологияХэштег года в России и мире (14+), 45 мин.Фесюк Анастасия Борисовна, студентка II курса отделения «История»
Лекция о модных словах, хэштегах и английской традиции – выбирать слово года. Как появляются новые слова? Какие обстоятельства способствуют развитию новых значений старых слов? Как приходит и уходит мода на то или иное слово? А как с этим у нас – в Крыму и Севастополе?
ФилологияКак перевести книгу на язык кино (14+), 30 мин.Малукало София Олеговна, студентка IV курса отделения «Филология»
Кинематограф обладает собственным языком – языком символов и знаков, и задача внимательного зрителя – научиться «читать» их. Такая расшифровка возможна благодаря специальному методу – семиотическому, кото-рый позволяет сопоставлять фильм с книгой как особый вид «перевода» с языка на язык.
ЖурналистикаСкрытая реклама в американском кинематографе (15+), 30 мин.Огурцова Виктория Сергеевна, студентка IV курса отделения журналистики
Эта технология называется «продакт плейсментом». Когда вы смотрите фильм, вам постоянно попадаются на глаза различные брендовые вещи. И вы даже не догадываетесь, что вами с их помощью манипулируют! Чего от вас добиваются и как к этому относиться?
ЖурналистикаМанипуляция общественным сознанием как технология новостных медиа (15+), 30 мин.Нафиева Нияра Рустемовна, студентка IV курса отделения журналистики
Мы все смотрим новости: в Интернете, по телевизору, и даже на больших экранах в наших городах. Информа-ция стала основным продуктом производства и потребления. Как научиться отделять правду от лжи, как не позволить СМИ манипулировать собой.
ЖурналистикаСоциальные сети и терроризм: зона опасности! (15+), 30 мин.Шарипова Дарья Наильевна, студентка IV курса отделения журналистики
Терроризм продолжает оставаться актуальной угрозой национальной и международной безопасности. Одной из главных целей террористов в информационном пространстве является обеспечение медийного освещения своей идеологии и совершаемых террористических актов. СМИ рассматривается террористами как ключевой канал донесения своих идеологических посланий до общества и оказания давления на органы власти.
ИнформатикаКриптография с открытым и закрытым ключом (15+), 45 мин.Ларионов Раман Олегович, студент IV курса отделения прикладной математики
Методы защиты информации в древние и современные времена. Концепции шифрования в будущем посткванто-вом мире.
БиологияГендерные установки у современной молодежи (15+), 45 мин.Копылова Марина Федоровна, студентка IV курса отделения психологии
Отношения представителей разных полов – очень важная часть нашей жизни. Гендерные установки раскрыва-ют психологическую основу этих отношений. Знание этих установок – основа дружбы и взаимопонимания!
ОбществознаниеПостановка целей в управлении. СМАРТ-методика (15+), 45 мин.Цинцадзе Давид Анатольевич, студент IV курса отделения управления
Как превратить мечту в реальность? Как проложить путь к воплощению мечты: конкретный, расписанный во времени? Для этого существует особая СМАРТ-методика. В ходе лекции вы узнаете, что это такое и как ею пользоваться для достижения успеха.
X