Анатолий Вассерман встретился со студентами севастопольского филиала МГУ

22/10/2017

Анатолий Вассерман, один из самых известных интеллектуалов на постсоветском пространстве, журналист, публицист, а также политический консультант, прилетел из Москвы в Севастополь на один день, чтобы возглавить жюри интеллектуального турнира среди школьников «Эрудит Севастополя» и заодно встретиться со студентами филиала МГУ.

Встречу Анатолий Александрович начал с монолога, посвященного важности создания целостной картины мира у молодого поколения, в частности у школьников и студентов. «Сумма отдельных частей всегда меньше единого целого», – объяснил свою теорию А. Вассерман. По его мнению, современная система образования, ориентированная на западные стандарты, делает упор на «зазубривание» фактов, а не на умение строить логические цепочки, с помощью которых появляется возможность эти же факты легче запоминать и структурировать.

«Наличие многоуровневой иерархии и закономерностей – это обязательное условие целостной картины мира. Именно наличие целостной картины мира позволяет защитить себя от манипулятивной пропаганды, а также навязчивой и неправдивой рекламы», – отметил Анатолий Александрович. Кризис образования, по словам журналиста, состоит не только в том, что оно обесценилось, но и в том, что произошло разрушение многих высокотехнологичных предприятий и производств: «Возник вопрос: для чего мы учимся, если нам негде применить свои умения на практике?», – здесь же А. Вассерман заметил, что немаловажную роль в разрушении системы образования сыграл «креативный» класс, который ведет откровенно вредную общественную деятельность. «Новые либеральные взгляды, где учителей и врачей рассматривают как персонал, целью которого является получение максимальной выгоды, не позволят построить грамотную систему образования и медицины, ведь их основные принципы состоят вовсе не в этом», – добавил журналист.

Кроме прочего, А. Вассерман порекомендовал четыре основных книги, которые помогут любому сформировать целостную картину мира, если читать их в приведенном порядке:

1. Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»

2. С. Лем «Сумма технологии»

3. Р. Докинз «Слепой часовщик»

4. Д. Дойч «Структура реальности»

В рамках встречи Анатолий Александрович ответил на несколько вопросов, интересующих студентов.

С: «Анатолий Александрович, как вы считаете, нужна ли специализация в образовании?»

А.В.: «Скажу честно, мне не очень нравится разделение на умных и не очень – главная идея ранней специализации. Дело в том, что, согласно психологической теории, разные способности у человека созревают в разное время. Поэтому я считаю, что разделение по специализации в школе – это вовсе неправильно. Очень часто мы сосредотачиваем внимание на том, что развивается раньше, но, возможно, хуже, чем на тех способностях, которые мы обнаруживаем позже, однако именно они могут проявиться в большей мере и с большей силой»

С: «Какие, по вашему мнению, главные недостатки современного образования в России?»

А.В.: «Во-первых, это то, о чем я уже говорил, отсутствие нацеленности на формирование целостной картины мира, а во-вторых, отсутствие практики интеллектуальных игр на основе теории решения изобретательских задач мешает развивать интеллект и сообразительность. Дело в том, что все интеллектуальные игры построены по единому принципу: чтобы узнать правильный ответ на вопрос вовсе необязательно обладать экстраординарными знаниями, достаточно знать базовые вещи и уметь делать логические выводы и находить связи. В случае, если особые знания нужны, то ответ зашифрован в самом вопросе, что тоже позволяет развивать логику и воображение»

С: «Почему обесценилось высшее образование?»

А.В.: «Дело в том, что высшее образование сейчас доступно многим, практически каждому. Я считаю, высшее образование должно сопровождаться отсевом неуспевающих. К сожалению, западные «болонизированные» стандарты образования не позволяют проводить жесткий отбор вначале, когда человек только пытается поступить, таким образом, в высшие учебные заведения попадает много тех, кто не способен в данный период времени освоить определенные умения, но при этом такие люди продолжают свое образование»

С: «Как вы относитесь к религии? Может ли ученый обращаться к богу?»

А.В.: «Может. Вера – дело безотчетное, это область не понимания, а пожелания. Вера – это пожелание и может сочетаться с любым пониманием. Любой ученый должен быть атеистом в своей области, так как должен искать другие причины сотворения вещей, кроме божественных. Однако ученый может быть верующим во всем, что не касается его практической деятельности»

Сразу же после завершения встречи со студентами Анатолий Александрович отправился в конгресс-центр филиала МГУ, где возглавил жюри интеллектуального турнира среди школьников под названием «Эрудит Севастополя».

X
Skip to content